Главная / Пресс-центр / Архив новостей / Новости пенсионного рынка

У вас копилка видна?

28 октября 2021

Разморозят ли накопительную часть пенсии

В Госдуме восьмой год подряд обсуждается законопроект о так называемой заморозке пенсионных накоплений - передаче их в страховую часть пенсии. Восьмой год - в том смысле, что проект каждый же раз и принимается на очередной финансовый год. И схема каждый раз примерно одна: Минфин говорит на свой лад “денег нет”, фракция “ЕР” согласна, оппозиция - нет. Принято. Но в 2021-м разговоры о разморозке накопительных пенсионных накоплений идут уже не только в оппозиционном стане, но и среди единороссов. А Минфин даже соглашается с профсоюзами в том, что накопления должны иметь добровольный характер.

ГДЕ ТРИЛЛИОНЫ?

Новости из того, что заморозку пенсионных накоплений отменять в следующую бюджетную трехлетку не будут, мы делать, конечно, не станем. Вряд ли кто-то ожидал обратного: в конце концов, президент еще почти год назад подписал закон о продлении заморозки до 2023 года. И дотянуть ее до 2024-го тоже ничто не мешает. Вместе с тем на заседании комитета по труду, прошедшем 20 октября, по этому поводу был высказан ряд небезынтересных мнений и замечаний. В том числе со стороны правительства, инициировавшего ту самую заморозку в 2014 году.

“А”-СПРАВКА

В солидарно-распределительной пенсионной системе копятся не деньги, а пенсионные права: при выходе на пенсию вы имеете право получать пожизненную пенсию. В накопительной же части пенсионной системы копятся именно деньги. Но эта часть пенсии была заморожена с 2014 года из-за проблем с бюджетом. Деньги не передаются в управление негосударственным пенсионным фондам, а поступают в “солидарную” часть.

В ФНПР считают, что в системе обязательного пенсионного страхования негосударственные пенсионные фонды работать не должны. НПФ могут работать только в системе добровольного пенсионного страхования. Профсоюзы полагают, что обязательный накопительный компонент несет очень большие риски, и возникают серьезные предпосылки, что застрахованный человек просто не получит своих денег.

Несмотря на то, что решение о продлении заморозки Светлана Бессараб (“ЕР”) предложила комитету поддержать, она заявила, что “необходимо все-таки решить вопросы по пенсионному продукту”. (То есть, упрощая, по способу формирования пенсии.)

- Уже неоднократно Центробанк и Минфин предпринимали попытки внесения новых продуктов. [Например] индивидуальный пенсионный капитал. Чего нам все-таки ждать и когда? - спросила депутат у замминистра финансов Алексея Моисеева. Добавив, что комитет предлагает заморозку продлить, “потому что мы ничего не можем предложить в этой ситуации”.

Иными словами, пока не будет четкого предложения по новому пенсионному продукту, которое устроит всех, вот до тех пор и будет продлеваться заморозка накопительной части пенсии. Бессараб сравнила это положение с ситуацией, когда невозможно завести стоявший восемь лет в гараже автомобиль, не сменив ряд запчастей. И, таким образом, на вопрос “доколе?” частично ответила сама.

- Вы предложите вариант, чтобы пенсия росла так же, как и прибыль банков. - Казалось, Николай Коломейцев (КПРФ), вступивший в разговор с Алексеем Моисеевым, просто ерничает, прекрасно зная, что замминистра финансов такого никогда и никому не предложит. Разве что самому Коломейцеву и прямо сейчас.

Но смысл выступления коммуниста был в том, что за счет заморозки накопительной части пенсий “банки жиреют не по дням, а по часам”, а “собранные” уже 3,5 трлн накоплений государство якобы “использует для обогащения банковской системы”. (Очевидно, имеются в виду счета Пенсионного фонда в банках.)

- Три с половиной триллиона рублей инвестированы по большей части в облигации крупнейших российских предприятий: КамАЗ, РЖД и так далее, - отреагировал Моисеев. - Так что эти деньги никоим образом не “лежат в банках”. Эти деньги работают на рост экономики нашей страны.

“А”-СПРАВКА

По данным Международного валютного фонда, в России объем валового внутреннего продукта (ВВП, один из главных экономических показателей) в 2015 году упал на 1,97%. В следующие три года ВВП показывал рост: 0,19% (2016), 1,82% (2017) и 2,8% (2018). Но затем опять произошло падение: на 2,02% (2019) и на 3,05% (2020).

Последний показатель можно отнести на счет влияния пандемии. Однако даже если посмотреть на цифры роста, то может показаться, что российская экономика росла действительно только за счет заморозки пенсий.

“НЕРАЗУМНАЯ ПОЛИТИКА”

Что касается разморозки, то она, по словам чиновника, “сейчас не обсуждается”. При этом:

- Мы прекрасно понимаем, что просто пинать каждый год эту консервную банку вперед по дороге - неправильно. Это не является разумной политикой. Пока - действительно, надо признать, Светлана Викторовна [Бессараб] правильно сказала: мы не предложили концепцию, которая была бы поддержана обществом, - признал Моисеев. - Но мы работаем над предложением нового механизма, который был бы понятен для граждан и обеспечивал бы нормальный накопительный компонент. На новых, абсолютно добровольных основах.

Тут, как видится, есть две новости: одна плохая, другая потенциально хорошая. Плохая в том, что слова чиновника не очень бьются друг с другом: как это разморозка “не обсуждается”, когда “мы прекрасно понимаем”, что продлевать ее из года в год - это “неразумная политика”? Выходит, собственная неразумная политика правительство вполне устраивает? Также это трудно соединить с тем, что чиновники, оказывается, “работают над предложением”. Означает ли это, что, когда - и если - оно будет реализовано, накопительная часть пенсии все равно будет по-прежнему идти в страховую? Тогда зачем, казалось бы, и разрабатывать…

Потенциально хорошая же новость в том, что Алексей Моисеев высказал тезис о накопительном компоненте пенсии на “абсолютно добровольных основах”. Ведь именно об этом говорят профсоюзы системы ФНПР со времени введения обязательной накопительной части пенсии в 2002 году. Просто потому, что формирование накоплений основано на собственных инвестиционных рисках, и государство не должно обязывать граждан брать их на себя. А хочешь рискнуть - что ж, это твой выбор, никто не вправе запрещать.

И если в Минфине стали наконец соглашаться с таким подходом, то это можно только приветствовать. А на такую вероятность еще в конце сентября указывал, например, “Коммерсантъ” со ссылкой на источники в ведомстве. Тем не менее в том же комитете по труду пока что осторожны в эмоциях. Так, глава комитета Ярослав Нилов (ЛДПР) констатирует: найти компромисс пока не удалось:

- Пока мы видим, что найти некий баланс не получается. Прежде всего это вызвано тем, что у нас большое недоверие граждан вообще к пенсионной системе, к размерам пенсий, к негосударственным пенсионным фондам. И сегодня без нормальных стимулирующих механизмов побудить людей добровольно формировать [пенсионные накопления] при маленьких зарплатах - это невозможно.

Между тем, отмечает Нилов, направление всех накоплений в страховую часть может быть даже выгодно той части граждан, у которых низкие зарплаты. Однако само то, что заморозка накоплений постоянно продлевается, говорит, что “система барахлит, и вообще было ошибкой то, что сделали обязательный накопительный элемент”.

Примерно те же точки зрения прозвучали на пленарном заседании Госдумы 26 октября, когда законопроект об очередной заморозке накопительной части пенсии был принят в первом чтении. Но главный вопрос - есть ли на самом деле какие-то подвижки в данном вопросе, или это только одна видимость - может оставаться открытым сколь угодно долго.

Источник: https://solidarnost.org

09 апреля 2024

Приоритетные законопроекты СРО НАПФ, находящиеся на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации

24 апреля 2024

Выплата накопительной пенсии будет упрощена

Обзор СМИ

обновлено 24 апреля 2024 09:40

Видеоблог

Пленарная сессия «Финансовый сектор как основа стабильности российской экономики»