Главная / Пресс-центр / Архив новостей / Новости пенсионного рынка

Объединить, но пока не взбалтывать

09 июня 2022

Госдума одобрила слияние ПФР и ФСС, но статус Соцфонда требует уточнить ГПУ

Госдума в среду, 8 июня, одобрила в первом чтении объединение Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС) в единый Социальный фонд — это делается для упрощения и сокращения объемов администрирования двух организаций. В то же время, по данным “Ъ”, уже ко второму чтению законопроект о фонде будет существенно изменен по требованиям президентского государственно-правового управления. В частности, оно раскритиковало предложенный Минтрудом организационно-правовой статус фонда, его систему управления и особенности взаимоотношений с федеральным бюджетом. Де-факто эта критика может возобновить дискуссии и о конструкции и природе пенсионных накоплений и социального страхования в РФ.

В среду Госдума одобрила в первом чтении пакет законопроектов о создании в РФ Социального фонда за счет объединения ПФР и ФСС. В комплекте с проектом закона о новом фонде депутаты одобрили и переход к единой взносооблагаемой базе для выплаты страховых взносов на пенсионное и социальное страхование.

Правительство запланировало реформу двух из трех внебюджетных фондов для повышения качества социальных услуг населению — от выплаты пенсий и маткапитала до получения средств технической реабилитации для инвалидов. До 2025 года, согласно концепции цифровой трансформации социальной сферы, правительство перейдет к управлению ею с помощью единой цифровой платформы — по заказу ПФР ее должен разработать «Ростелеком» (подробнее см. “Ъ” от 2 марта 2021 года). Она же должна будет объединить все существующие профильные цифровые проекты и информсистемы Минтруда, ПФР, ФСС, а также учреждений медико-социальной экспертизы. В результате объединение аппаратов и бюджетов ФСС и ПФР становилось неизбежным. Принятый в среду в первом чтении законопроект о Соцфонде предполагает слияние фондов в организацию с новым правовым статусом — внебюджетного фонда, чьим учредителем будет выступать правительство, а собственником имущества и ответственным по публичным обязательствам — Российская Федерация. Координировать работу Соцфонда должен будет Минтруд, но в структуре его управления предполагается и наблюдательный совет, состоящий в том числе из работодателей, профсоюзов, депутатов Госдумы и членов Совета федерации.

В то же время, по данным “Ъ”, ко второму чтению пакет документов о фонде будет существенно изменен — его нынешнюю версию раскритиковало государственно-правовое управление (ГПУ) при президенте, которым руководит Лариса Брычева.

Как рассказал “Ъ” источник в правительстве, знакомый с содержанием ее отзыва, ГПУ не поддерживает создание в российском законодательстве новой организационно-правовой формы (внебюджетного фонда) путем внесения поправок в Гражданский кодекс и предлагает присвоить Соцфонду другой статус — госучреждения, прямо подчиненного правительству. Отметим, что ранее аналогичные вопросы возникали и у президентского Совета по кодификации гражданского законодательства.

Напомним, сейчас организационно-правовая форма обоих фондов — также госучреждение, она закреплена в Бюджетном кодексе, однако работу ПФР координирует Минтруд. Те особенности, с которыми будет связана работа Соцфонда — а он, например, так же, как и ПФР, распоряжается не только средствами страховых взносов, но и бюджетными средствами на выплату материнского капитала,— могут быть описаны отдельным федеральным законом, это предусмотрено п. 8 ст. 123 ГК. «Также вопросы вызвал и правовой статус территориальных учреждений будущего фонда — из закона не следует, являются ли они самостоятельными юридическими лицами»,— рассказывает источник “Ъ”. Еще одно принципиальное возражение ГПУ в том, что предложенная Минтрудом структура управления будущим фондом является избыточной. «Практический смысл создания и функционирования наблюдательного совета фонда отсутствует, неясно, какими полномочиями его предлагается наделить и как при этом запланировано избежать их дублирования другими органами правительства»,— отмечает источник “Ъ”. Наконец, ГПУ посчитало излишним описывать в проекте закона о фонде особенности его финансовых взаимоотношений с федеральным бюджетом, тогда как Минтруд предлагает закрепить в тексте этого документа обязательства федерального бюджета финансировать с помощью межбюджетных трансфертов дефицитные статьи страховых расходов фонда, чтобы избежать ситуации «перекрестного финансирования» (см. “Ъ” от 27 апреля). «По мнению ГПУ, проект нуждается в существенной доработке»,— заключает источник “Ъ”.

Источник: Коммерсантъ

 

09 апреля 2024

Приоритетные законопроекты СРО НАПФ, находящиеся на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации

19 апреля 2024

Выплаты клиентам НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» за первый квартал выросли на треть

Обзор СМИ

обновлено 19 апреля 2024 08:29

Видеоблог

Пленарная сессия «Финансовый сектор как основа стабильности российской экономики»