Главная / Пресс-центр / Архив новостей / Новости пенсионного рынка

Обобщенные данные отчета государственной корпорации «Агентство по страхованиюв кладов» за 2022 год

12 мая 2023

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» (далее - Закон о страховании вкладов) государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее - Агентство) публикует обобщенные данные годового отчета и бухгалтерский баланс за 2022 год. Полный текст годового отчета размещен на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.asv.org.ru (далее - сайт).

В годовом отчете Агентства за 2022 год содержится описание деятельности Агентства по осуществлению функций, возложенных на него Законом о страховании вкладов, Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательногопенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» (далее - Закон о гарантировании) и Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 451-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о капитализации банков).

В 2022 году основные усилия Агентства были направлены на обеспечение стабильного функционирования системы обязательного страхования вкладов (далее - ССВ), осуществление системной работы по управлению конкурсным производством (ликвидацией) в отношении несостоятельных финансовых организаций и предупреждение банкротства банков в интересах их кредиторов, государства и общества в целом.

Достигнуты значимые результаты на всех стратегических направлениях деятельности Агентства, последовательно решались сформулированные в Стратегии развития государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» на период до 2025 года (далее - Стратегия-2025) задачи.

Агентство продолжило выполнять свою социальную миссию по обеспечению возврата в кратчайшие сроки застрахованных денежных средств вкладчикам банков, у которых отозваны (аннулированы) лицензии на осуществление банковских операций.

Средний срок подготовки к выплатам сократился до 4,8 рабочего дня (в 2021 году он составлял 6,1 рабочего дня), достигнув минимального значения за весь период деятельности Агентства. По страховым случаям 2022 года возврат вкладчикам 63% объема совокупной страховой ответственности Агентства обеспечен в течение первых 7 рабочих дней выплат.

Доступность для вкладчиков банков - участников ССВ услуги по выплате страхового возмещения обеспечивалась наличием развитой филиальной сети банков-агентов в населенных пунктах, где принимались вклады, а также использованием дистанционного канала приема заявлений.

В 2022 году Агентство досрочно, с опережением плановых сроков, установленных Стратегией-2025, погасило кредит Банка России в размере 842 млрд руб., полученный в целях поддержания финансовой устойчивости ССВ и финансирования выплат возмещения по вкладам.

В отчетном периоде Агентством продолжено планомерное решение задач в сфере ликвидации несостоятельных финансовых организаций с целью удовлетворения требований их кредиторов в максимально возможном объеме и в кратчайшие сроки.

Значимые результаты достигнуты в сфере оптимизации текущих расходов на проведение ликвидационных процедур, привлечения к гражданско-правовой и уголовной ответственности контролировавших финансовые организации лиц, сокращения сроков завершения ликвидационных процедур.

Совокупные расходы на проведение конкурсного производства (ликвидации) в отношении ликвидируемых финансовых организаций (далее также - ЛФО) в отчетном периоде составили 13,2 млрд руб., что на 3,3 млрд руб. (20%) меньше, чем в 2021 году. При этом расходы на юридическое сопровождение указанных ликвидационных процедур по сравнению с предыдущим годом снизились на 2,3 млрд руб. (52%), составив 2,1 млрд руб. Уменьшились расходы по другим статьям смет расходов.

По итогам 2022 года объем поступлений в конкурсную массу ликвидируемых кредитных организаций (далее также - ЛКО), полученных в результате оспаривания сомнительных сделок и привлечения к гражданско-правовой ответственности контролировавших их лиц, составил 4,3 млрд руб. Почти в 8 раз (до 0,8 млрд руб.) по сравнению с 2021 годом вырос объем средств, поступивших в конкурсную массу в результате работы, проведенной в рамках уголовного судопроизводства.

Существенно (на 45%) возросла интенсивность торгов имуществом ЛФО.

В отчетном периоде Агентство продолжило решать задачу по сокращению сроков завершения ликвидационных процедур. В кредитных организациях, поступивших в конкурсное производство (ликвидацию) в период действия Стратегии-2025 (с 1 января 2021 г.), средний срок проведения ликвидационных процедур составил 1 год 1 месяц (при целевом сроке, установленном Стратегией-2025, который составляет 3 года).

Для решения указанной задачи Агентством в 2022 году повысилась активность принятия в отступное прав требования к контролировавшим ЛКО лицам, в отношении которых Агентством инициировано привлечение к гражданско-правовой или уголовной ответственности, а также к должникам ЛКО. Совокупный размер прав требования, принятых Агентством (как кредитором ЛКО) в качестве отступного в отчетном периоде, составил 120,8 млрд руб.

Агентством реализован ряд проектов, направленных на повышение качества оказываемых им услуг: увеличены функциональные возможности интернет-сервиса по рефинансированию кредитов, полученных в банках с отозванной лицензией; с целью дальнейшего повышения удобства пользователей интернет-портала о реализуемом имуществе ЛФО torgiasv.ru в промышленную эксплуатацию введено его мобильное приложение.

Применяемые Агентством меры положительно сказались на удовлетворении требований кредиторов ликвидируемых кредитных организаций: на расчеты с ними направлено 74,13 млрд руб., путем предоставления отступного погашены требования на 40,33 млрд руб., что в сумме более чем на 20% превысило аналогичный показатель прошлого года.

Средний процент удовлетворения требований кредиторов ЛКО, в отношении которых ликвидационные процедуры завершены (за весь период деятельности Агентства), повысился до 49,2%, требования кредиторов первой очереди удовлетворены на 62,6%.

В 2022 году акцент в работе Агентства был сделан на реализацию мероприятий по поддержке граждан и бизнеса с учетом разработанных Правительством Российской Федерации и Банком России мер, направленных на стабилизацию социально-экономической ситуации.

В частности, оказана помощь заемщикам ликвидируемых банков, испытывающим трудности в исполнении своих обязательств. Им предоставлялись кредитные каникулы, уменьшены размеры платежей в течение установленного льготного периода, снижены процентные ставки по кредитным договорам, не начислялись и не взыскивались неустойки и штрафы. Впоследствии указанные меры были адаптированы для поддержки военнослужащих, проходящих службу по контракту в зоне специальной военной операции или призванных по мобилизации, а также членов их семей. До 0% снижены дополнительная и повышенная дополнительная ставки страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов (далее также - ФОСВ) для банков - участников ССВ, что позволило улучшить их возможности по управлению ликвидностью.

В отчетном периоде Агентство приступило к реализации ряда новых задач.Федеральным законом от 28 декабря 2022 г. N 555-ФЗ «О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению» на Агентство возложены функции по администрированию системы гарантирования прав участников в системе негосударственного пенсионного обеспечения (далее - НПО).

Данная система призвана обеспечить сохранность добровольных пенсионных сбережений граждан путем распространения на них государственных гарантий по аналогии с системой обязательного страхования вкладов и системой гарантирования пенсионных накоплений. Основные принципы построения системы - обязательность участия в ней негосударственных пенсионных фондов (далее также - НПФ), осуществляющих деятельность по НПО, ограничение предельного размера гарантий, обеспечивающее сбалансированность и устойчивость системы, покрытие гарантией большей части пенсионных сбережений в НПО.

Поскольку указанный федеральный закон вступил в силу с 1 января 2023 г., в отчетном периоде осуществлены необходимые подготовительные мероприятия.

В декабре 2022 г. Агентству предоставлено право открывать и вести банковские счета кредитных организаций. В соответствии с решением Совета директоров Банка России от 29 декабря 2022 г. кредитные организации, в которых открыты банковские счета типа «С», обязаны обратиться в Агентство в целях открытия банковских (корреспондентских) счетов.

Важным инструментом достижения целей деятельности Агентства оставалось поддержание и развитие открытого диалога с общественностью, вкладчиками и другими кредиторами ликвидируемых финансовых организаций. В течение года актуальными темами информационной повестки Агентства, в том числе в социальных сетях, являлись вопросы защиты личных сбережений в банках, соблюдения прав и интересов кредиторов, а также взаимодействия с заемщиками ЛФО.

Значимая особенность 2022 года - переориентация международных связей Агентства, магистральным направлением развития которых стало взаимодействие со странами - участниками Евразийского экономического союза (далее также - ЕАЭС) (в том числе в части гармонизации параметров систем страхования вкладов государств - членов ЕАЭС).

  1. Обеспечение функционирования системы страхования вкладов Основные показатели ССВ По состоянию на 1 января 2022 г. в реестре банков - участников ССВ было зарегистрировано 649 банков. В течение года в составе участников ССВ произошли следующие изменения.

В реестр банков банков - участников ССВ включены 2 банка в связи с получением универсальной лицензии Банка России на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (с правом привлечения во вклады денежных средств физических лиц). Исключено из реестра 33 банка, из них 5 - по причине прекращения их деятельности в связи с реорганизацией в форме присоединения к другим банкам - участникам ССВ, 28 - в связи с завершением их ликвидации.

Таким образом, по состоянию на 31 декабря 2022 г. в ССВ было зарегистрировано 618 банков, в том числе: 300 действующих банков, имеющих лицензию на работу с физическими лицами; 3 кредитные организации без права на открытие новых счетов и прием во вклады средств физических лиц, а также без страховой защиты вкладов малых предприятий; 315 банков, находящихся в процессе конкурсного производства (ликвидации).

В отчетном периоде максимальный размер возмещения в одном банке по вкладам (счетам), подлежащим страховой защите, составлял 1,4 млн руб. на одного вкладчика (физическое или юридическое лицо), а также 10 млн руб. на одного вкладчика, являющегося физическим лицом, по 2 отдельным категориям счетов эскроу, открытых для расчетов по сделкам купли-продажи недвижимости и для расчетов по договорам участия в долевом строительстве (далее - счета эскроу).

Кроме того, действовал отдельный лимит возмещения в размере 10 млн руб. на каждый специальный счет, открытый на имя управляющей компании многоквартирного дома в целях формирования и использования средств фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в интересах всех совместных собственников указанного имущества (далее - специальные счета). Также в 2022 году действовал увеличенный до 10 млн руб. размер страхового возмещения по вкладам физического лица при наличии на его счетах временно высоких остатков, образовавшихся в связи с особыми жизненными обстоятельствами, установленными Законом о страховании вкладов.

При исчислении страховых взносов в ФОСВ по расчетам за IV квартал 2021 г. и I-III кварталы 2022 г. применялась базовая ставка в размере 0,12% расчетной базы за квартал. Дополнительная ставка в размере 25% базовой ставки и повышенная дополнительная ставка в размере 300% базовой ставки действовали при расчете взносов за IV квартал 2021 г. В 2022 году Советом директоров Агентства принято решение о снижении размера дополнительных ставок до 0% базовой ставки для применения банками при исчислении взносов за I, II и III кварталы 2022 г.

К концу отчетного периода совокупный объем застрахованных вкладов достиг 48,65 трлн руб. Размер страховой ответственности Агентства (совокупный объем потенциальных выплат) составил 26,85 трлн руб. (55,2% объема всех застрахованных вкладов), в том числе по вкладам физических лиц (включая счета индивидуальных предпринимателей) - 22,66 трлн руб. (59,5% объема застрахованных вкладов физических лиц), по вкладам юридических лиц (малых предприятий, некоммерческих организаций социальной направленности) - 0,93 трлн руб. (14,8% объема застрахованных вкладов юридических лиц), по счетам эскроу - 3,06 трлн руб. (75,9% объема остатков на счетах эскроу), по специальным счетам - 0,20 трлн руб. (85,0% объема остатков на специальных счетах).

Выплата страхового возмещения В 2022 году в отношении банков - участников ССВ наступили 4 страховых случая с общим объемом страховой ответственности Агентства в размере 761,6 млн руб. перед 2,9 тыс. вкладчиков (в том числе в размере 83 млн руб. - перед 219 юридическими лицами).

Выплаты по всем наступившим страховым случаям начинались в срок от 3 до 6 рабочих дней, средняя длительность подготовки к выплатам составила 4,8 рабочего дня (в 2021 году - 6,1 рабочего дня, в 2020 году - 6,4 рабочего дня), достигнув минимального значения за весь период деятельности Агентства.

Всего в отчетном периоде страховое возмещение на общую сумму 1,7 млрд руб. получили 12,8 тыс. вкладчиков 210 банков.

Дистанционным каналом выплат в 2022 году воспользовались 5,9 тыс.

(46%) обратившихся за возмещением вкладчиков, что подтверждает востребованность данного сервиса.

Фонд обязательного страхования вкладов В соответствии с Законом о страховании вкладов финансовой основой ССВ является ФОСВ.

В течение 2022 года на счета ФОСВ поступило 264,7 млрд руб., в том числе: 211,4 млрд руб. - страховые взносы банков - участников ССВ (включая уплаченные авансом в счет будущих периодов); 53,3 млрд руб. - средства ликвидируемых банков в погашение требований Агентства, перешедших к нему в результате ранее осуществленных выплат страхового возмещения вкладчикам.

Платежи со счетов ФОСВ составили 264,7 млрд руб., в том числе: 2,1 млрд руб. - расчеты по выплате возмещения (включая 0,5 млрд руб., составляющих совокупный объем агентского вознаграждения, выплаченного банкам-агентам); 240,4 млрд руб. - возврат заемных средств, полученных от Банка России, включая процентные платежи; 22,2 млрд руб. - платежи, связанные с инвестированием средств ФОСВ.

В отчетном периоде Агентство досрочно полностью погасило кредит Банка России, полученный в целях поддержания достаточности ФОСВ.

В общей сложности Агентство выплатило Банку России 880,4 млрд руб., из них 842 млрд руб. - в счет погашения основной суммы долга; 38,4 млрд руб. - в качестве процентов за пользование кредитом. В 2022 году Агентство перечислило 240,4 млрд руб. (227 млрд руб. - по основной сумме долга; 13,4 млрд руб. - в качестве процентов за пользование кредитом).

Общая сумма доходов от инвестирования средств ФОСВ за 2022 год с учетом переоценки ценных бумаг составила 2,2 млрд руб., доходность инвестированных средств - 9,2% годовых.

  1. Обеспечение функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование

По состоянию на 31 декабря 2022 г. участниками системы гарантированияпенсионных накоплений (далее - СГПН) являлись 28 негосударственных пенсионных фондов, внесенных Агентством в реестр фондов-участников СГПН, а также Пенсионный фонд Российской Федерации. Агентством гарантированы права 74,2 млн человек, формирующих накопительную пенсию в системе обязательногопенсионного страхования. Объем пенсионных накоплений в СГПН составляет 5,4 трлн руб.

В отчетном периоде на основании заявлений, поступивших от 1 фонда-участника СГПН, за счет средств фонда гарантирования пенсионных накоплений (далее также - ФГПН) осуществлены выплаты гарантийного возмещения на сумму 742 руб. в отношении 2 застрахованных лиц в связи с наступлением гарантийных случаев при установлении выплат за счет средствпенсионных накоплений, предусмотренных подпунктом 1 части 4 статьи 6 Закона о гарантировании. Гарантийные случаи возникли в связи с недостатком средств, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованных лиц на день установления им выплаты за счет средств пенсионных накоплений, по сравнению с гарантируемыми Агентством средствами этих застрахованных лиц. Недостаток средств возник в результате того, что застрахованные лица накануне возникновения у них пенсионных оснований реализовали право на досрочный переход из НПФ, отразившего на счетах своих клиентов убытки по итогам года, в другой НПФ.

Фонд гарантирования пенсионных накопленийПо состоянию на 31 декабря 2022 г. размер ФГПН составил 7,38 млрд руб.

В 2022 году на счета ФГПН поступили гарантийные взносы на сумму 1,23 млрд руб., а также прибыль от инвестирования временно свободных средств ФГПН на сумму 0,44 млрд руб. Платежи со счетов ФГПН составили 742 руб. (выплата гарантийного возмещения).

Общая сумма доходов от инвестирования средств ФГПН за 2022 год с учетом переоценки ценных бумаг составила 652 млн руб., доходность инвестированных средств с учетом переоценки - 9,6% годовых.

  1. Деятельность Агентства по предупреждению банкротства банков Меры по предупреждению банкротства банков В 2022 году Агентство продолжило осуществление мер по предупреждению банкротства 13 банков.

Решениями Совета директоров Банка России от 22 марта 2022 г., от 8 апреля 2022 г. и от 23 декабря 2022 г. утверждены изменения в планы участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства 3 банков.

Завершены проверки финансового положения 8 банков, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, и 7 инвесторов, участвующих в осуществлении мер по предупреждению банкротства этих банков.

Кроме того, проведены проверки качества работы с проблемными активами 2 банков, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению их банкротства.

Объем средств, направленных Агентством на реализацию мер по предупреждению банкротства банков, по состоянию на 31 декабря 2022 г. составил 1 113,67 млрд руб.

Управление активами В предыдущие годы Агентством приобретены, а также получены в результате обращения взыскания на заложенное имущество по договорам займов активы 13 банков, в отношении которых им осуществлялись меры по предупреждению банкротства, на общую сумму 210,62 млрд руб.

В отчетном периоде в рамках работы с активами: - осуществлена продажа имущества на общую сумму 1,1 млрд руб.; - от ранее проданных в рассрочку активов на счет Агентства поступило 0,4 млрд руб.;

- по приобретенным Агентством правам требования должниками возвращено 3,2 млрд руб.;

- погашены ценные бумаги на общую сумму 0,2 млрд руб.

По состоянию на 31 декабря 2022 г. балансовая стоимость активов, приобретенных Агентством в ходе осуществления мер по предупреждению банкротства банков, составила 53,1 млрд руб.

  1. Деятельность Агентства по управлению конкурсным производством (ликвидацией) в кредитных организациях

Управление ликвидационными процедурами По состоянию на 31 декабря 2022 г. Агентство осуществляло функции конкурсного управляющего (ликвидатора) в 315 кредитных организациях. В 301 из них проводилось конкурсное производство, в 14 - принудительная ликвидация.

В отчетном году Агентство было назначено конкурсным управляющим (ликвидатором) 5 кредитными организациями. Завершены ликвидационные процедуры в 39 кредитных организациях, в 27 из них осуществлялось конкурсное производство, в 12 - принудительная ликвидация.

Средний срок проведения ликвидационных процедур составил 3 года 10 месяцев, в том числе конкурсного производства - 5 лет 3 месяца, принудительной ликвидации - 1 год 9 месяцев.

Формирование конкурсной (имущественной) массы для расчетов с кредиторами

За 2022 год в конкурсную (имущественную) массу ликвидируемых кредитных организаций поступило 65,01 млрд руб. В составе указанных поступлений 25,59 млрд руб. - средства, поступившие от взыскания в судебном порядке; 25,31 млрд руб. - поступления во внесудебном порядке (из них 6,39 млрд руб. - денежные средства в кассе и на корреспондентских счетах в Банке России, обязательные резервы, а также остатки средств на корреспондентских счетах банков и в расчетных палатах); 14,11 млрд руб. - средства от реализации имущества; 2,5 млрд руб. - проценты, начисленные на остатки денежных средств на счетах кредитных организаций, открытых в Агентстве, средства от передачи имущества кредитных организаций в аренду и возврата дебиторской задолженности по хозяйственным операциям.

С целью взыскания активов ликвидируемых кредитных организаций в 2022 году в арбитражные суды и суды общей юрисдикции Агентством направлено 17 тыс. исковых заявлений на общую сумму 1 735 млрд руб.

Удовлетворено 17 тыс. исков (в том числе по ранее поданным заявлениям) на общую сумму 1 184 млрд руб.; отказано в удовлетворении 8 тыс. исков на сумму 165 млрд руб.; количество исков, в удовлетворении которых отказано и в отношении которых прекращено производство по делам в связи с отказом от иска вследствие добровольного погашения долга или в связи с заключением мирового соглашения, а также оставленных без рассмотрения, - 1 тыс. исков на сумму 62 млрд руб.

В 2022 году Агентством проведены в установленном федеральным законом порядке 3 386 торгов имуществом ликвидируемых кредитных организаций.

В конкурсную массу ЛКО от реализации их имущества поступило 14,11 млрд руб. Поступления от реализации недвижимого имущества составили 60,5% (8,5 млрд руб.); реализации прав требования к юридическим и физическим лицам - 26% (3,7 млрд руб.); реализации ценных бумаг - 10,2% (1,44 млрд руб.); реализации движимого имущества (транспорта) - 1,9% (0,27 млрд руб.); реализации драгоценных металлов, камней, памятных монет, предметов искусства - 0,8% (0,11 млрд руб.); реализации прочих активов - 0,6% (0,08 млрд руб.).

Выявление и оспаривание сомнительных сделок, привлечение к ответственности виновных лиц

В отчетном периоде проверки, направленные на выявление сомнительных сделок, проведены в 12 кредитных организациях. Сделки, целесообразные для оспаривания, выявлены в 7 из них.

По состоянию на 31 декабря 2022 г. в производстве судов общей юрисдикции и арбитражных судов находилось 576 дел об оспаривании сомнительных сделок ликвидируемых кредитных организаций, в том числе по 325 искам, поданным в отчетном периоде. По 219 искам требования Агентства были удовлетворены, по 1 иску заключено мировое соглашение, отказано в удовлетворении по 126 искам. Судопроизводство прекращено (в том числе в связи с отказом от требований) по 11 исковым заявлениям.

Поступление денежных средств в конкурсную массу ликвидируемых кредитных организаций в результате оспаривания Агентством сомнительных сделок за 2022 год составило 4,2 млрд руб.

Проведены проверки обстоятельств банкротства, в том числе дополнительные, в отношении 28 кредитных организаций.

В суды направлено 26 заявлений Агентства о привлечении к имущественной ответственности контролировавших ЛКО лиц на общую сумму 95,9 млрд руб.

Требования Агентства о взыскании убытков на общую сумму 55,7 млрд руб. и 6 млн долл. США удовлетворены в отношении лиц, контролировавших 14 ликвидируемых кредитных организаций.

Требования Агентства о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, контролировавших 29 ЛКО, удовлетворены на общую сумму 439,8 млрд руб.

Установлен размер субсидиарной ответственности лиц, контролировавших 6 кредитных организаций, который составил 68,7 млрд руб.

В правоохранительные органы направлено 131 обращение по выявленным признакам различных преступлений.

По итогам рассмотрения данных заявлений, а также сопровождаемых Агентством заявлений Банка России и назначаемых им временных администраций правоохранительными органами возбуждено 98 уголовных дел.

В 2022 году в отношении бывших руководителей и работников кредитных организаций, их соучастников, а также третьих лиц вынесено 43 обвинительных приговора. По 22 уголовным делам судом вынесены приговоры о признании подсудимых виновными и назначении им наказания в виде реального лишения свободы, по 21 уголовному делу назначено наказание, не связанное с лишением свободы. При рассмотрении 20 уголовных дел удовлетворены гражданские иски на сумму 20,7 млрд руб.

Управление текущими расходами ликвидируемых банков Расходы на проведение конкурсного производства (ликвидацию) в отчетном году составили 12,7 млрд руб.

Отношение суммы расходов на осуществление ликвидационных процедур к оценочной стоимости активов ЛКО в среднем составило 9%, а суммы расходов на проведение работы по взысканию активов в судебном порядке к оценочной стоимости активов ЛКО - 1,4%.

Агентством за отчетный период авансировано расходов на сумму 683,8 млн руб., возвращено с учетом ранее предоставленных средств 737,7 млн руб.

Рассмотрение и удовлетворение требований кредиторов, работа органов управления ликвидируемых банков

По состоянию на 31 декабря 2022 г. установлены требования 458,46 тыс. кредиторов на общую сумму 3 165,52 млрд руб., в том числе требования Агентства на сумму 1 925,78 млрд руб. (61% совокупного объема требований). Требования Агентства как кредитора первой очереди к 298 кредитным организациям, образовавшиеся в результате выплат страхового возмещения по вкладам, составили 1 858,66 млрд руб.

Удовлетворены требования кредиторов в размере 114,46 млрд руб., в том числе: путем предоставления отступного - в размере 40,33 млрд руб., за счет денежных средств, предоставленных третьими лицами, - в размере 4,06 млрд руб.

Средний процент удовлетворения требований кредиторов банков, в которых ликвидационные процедуры завершены, за весь период деятельности Агентства составил 49,2%, что исторически является самым высоким значением.

В разрезе очередности за весь период деятельности Агентства требования кредиторов первой очереди в среднем удовлетворены на 62,6%, второй очереди - на 37,5%, третьей очереди - на 33,1%.

В течение 2022 года проведено 53 собрания кредиторов ликвидируемых банков.

  1. Деятельность Агентства по управлению конкурсным производством (ликвидацией) в негосударственных пенсионных фондах

Управление ликвидационными процедурами По состоянию на 31 декабря 2022 г. Агентством проводились ликвидационные процедуры в 26 НПФ, ранее осуществлявших деятельность по обязательному пенсионному страхованию и не поставленных на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц, в 24 из них была введена процедура конкурсного производства, в 2 - принудительной ликвидации.

В 2022 году Агентством завершены ликвидационные процедуры в отношении 4 НПФ, в 3 из них осуществлялась процедура конкурсного производства, в 1 - принудительной ликвидации.

Средняя продолжительность ликвидационных процедур, осуществляемых Агентством в отношении НПФ, составляет 6 лет.

Формирование средств для расчетов с кредиторами За весь период осуществления ликвидационных процедур в результате проводимого комплекса мероприятий в отношении имущества НПФ обеспечено поступление денежных средств на счета НПФ, открытые в Агентстве, в размере 33,26 млрд руб. (в том числе: поступления по пенсионным накоплениямсоставили 28,52 млрд руб., по пенсионным резервам - 4,13 млрд руб., в состав конкурсной массы поступило 0,61 млрд руб.), из них 0,56 млрд руб. - в 2022 году (пенсионные накопления - 0,19 млрд руб., пенсионные резервы - 0,20 млрд руб., конкурсная масса - 0,17 млрд руб.).

В 2022 году организовано и проведено 11 торгов имуществом ликвидируемых НПФ (в форме аукциона - 2, в форме повторного аукциона - 1, посредством публичного предложения - 8). В ходе указанных мероприятий реализованы права требования к ликвидируемым должникам-банкротам, входившие в состав имущества 5 ликвидируемых НПФ. На организованном рынке ценных бумаг реализованы ценные бумаги, входившие в состав имущества 1 ликвидируемого НПФ.

В отчетном периоде поступления денежных средств от реализации активов НПФ составили 0,44 млрд руб., от прекращения/погашения финансовых инструментов, принадлежавших ликвидируемым НПФ, - 0,08 млрд руб., от закрытия счетов ликвидируемых НПФ (перевод кассовых остатков) - 0,02 млрд руб., от претензионно-исковой работы - 0,01 млрд руб.; в качестве доходов от управления имуществом ликвидируемых НПФ (арендные платежи, доходы по ценным бумагам) - 0,01 млрд руб.

В 2022 году расходы на проведение ликвидационных мероприятий в отношении НПФ составили 59,8 млн руб.

В текущем году Агентством авансированы средства в размере 7,1 млн руб., компенсировано с учетом ранее предоставленных средств 35,2 млн руб.

Выявление и оспаривание сомнительных сделок, привлечение к ответственности виновных лиц

По состоянию на 31 декабря 2022 г. в производстве арбитражных судов отсутствовали заявления Агентства об оспаривании сомнительных сделок ликвидируемых НПФ.

В отчетном периоде cудом установлен размер субсидиарной ответственности лиц, контролировавших 1 ликвидируемый НПФ, в сумме 35 млн руб.

Ранее вынесенное решение об отказе в удовлетворении требований о взыскании убытков с лиц, контролировавших 1 ликвидируемый НПФ, отменено, с них взыскано 82 млн руб.

В 2022 году Агентством в правоохранительные органы направлено 7 обращений по выявленным в ликвидируемых НПФ признакам различных преступлений: 6 - по фактам преднамеренного банкротства НПФ; 1 - по факту хищения имущества НПФ.

Возбуждено 1 уголовное дело по факту хищения имущества НПФ.

Вынесен 1 обвинительный приговор в отношении бывшего члена совета директоров одного из ликвидируемых НПФ и его соучастника. Они признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации. Им назначено наказание в виде 7 и 5 лет лишения свободы соответственно. Гражданский иск Агентства в размере 181,8 млн руб. удовлетворен в полном объеме.

Рассмотрение и удовлетворение требований кредиторов, работа органов управления ликвидируемых НПФ

Всего по состоянию на 31 декабря 2022 г. установлено 2 088 302 требования кредиторов на общую сумму 67 685,35 млн руб., в том числе: требования кредиторов, подлежащие удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений, - в размере 58 592,77 млн руб., за счет средств пенсионных резервов - в размере 8 918,49 млн руб., за счет конкурсной массы - в размере 174,09 млн руб.

По состоянию на 31 декабря 2022 г. удовлетворены требования кредиторов 26 НПФ на общую сумму 30 337,74 млн руб.

В 2022 году более чем 82 тыс. кредиторов 16 НПФ выплачено 456,39 млн руб., из них за счет средств пенсионных накоплений - 187,29 млн руб., за счет пенсионных резервов - 198,37 млн руб., за счет конкурсной массы - 70,73 млн руб.

За отчетный период созваны 4 собрания кредиторов ликвидируемых НПФ, в том числе 1 повторно созванное собрание. Проведено 191 заседание комитетов кредиторов ликвидируемых НПФ.

  1. Деятельность Агентства по управлению конкурсным производством в страховых организациях

Управление ликвидационными процедурами По состоянию на 31 декабря 2022 г. Агентство осуществляло полномочия конкурсного управляющего в 32 страховых организациях. В отчетном году Агентство назначено конкурсным управляющим 1 страховой организацией.

В 2022 году Агентство осуществляло функции временной администрации 3 страховых организаций.

Завершено конкурсное производство в отношении 1 страховой организации, продолжительность которого составила 3 года 9 месяцев.

Формирование средств для расчетов с кредиторами Основными источниками поступлений в конкурсную массу ликвидируемых страховых организаций (далее также - ЛСО) в отчетном периоде стали денежные средства, полученные от погашения дебиторской задолженности в результате претензионно-исковой работы, - 0,27 млрд руб. (46% совокупного объема поступлений), а также денежные средства, поступившие от реализации имущества посредством конкурентных процедур и на организованном рынке ценных бумаг, - 0,25 млрд руб. (42% совокупного объема поступлений).

В 2022 году Агентством реализовывалось имущество 31 ликвидируемой страховой организации совокупной балансовой стоимостью 1,15 млрд руб. Проведены 224 процедуры торгов имуществом ЛСО (количество торгов по сравнению с 2021 годом возросло на 34%).

В рамках проведения претензионно-исковой работы по взысканию задолженности перед ЛСО Агентством по состоянию на 31 декабря 2022 г. подано (нарастающим итогом) в арбитражные суды и суды общей юрисдикции 9 209 исковых заявлений на общую сумму 78 млрд руб., из них полностью или частично удовлетворено 5 467 исковых заявлений на сумму 18 млрд руб. На конец отчетного периода на рассмотрении арбитражных судов и судов общей юрисдикции находились 662 заявления на общую сумму 42 млрд руб.

Расходы на проведение ликвидационных мероприятий в отношении страховых организаций за отчетный год составили 0,49 млрд руб.

В текущем году Агентством на осуществление расходов по их ликвидации авансировано 192,6 млн руб., компенсировано с учетом ранее предоставленных средств 172,1 млн руб.

Выявление и оспаривание сомнительных сделок, привлечение к ответственности виновных лиц

В отчетном периоде проведена проверка по выявлению сомнительных сделок в 1 страховой организации.

По состоянию на 31 декабря 2022 г. в производстве арбитражных судов находились 132 обособленных спора об оспаривании сомнительных сделок ЛСО на сумму 19 448 млн руб. В отчетном периоде поданы 4 заявления на сумму 36 млн руб.

В 2022 году требования Агентства удовлетворены по 67 заявлениям на сумму 3 825 млн руб. Поступления денежных средств в конкурсную массу ЛСО составили 189 млн руб.

В отчетном периоде завершены проверки обстоятельств банкротства 6 страховых организаций.

В суды направлены заявления о привлечении лиц, контролировавших 8 ЛСО, к субсидиарной ответственности на общую сумму 5 169 млн руб.

Также в суды поданы заявления о привлечении лиц, контролировавших 8 ЛСО, к ответственности в форме возмещения убытков на общую сумму 7 498 млн руб.

Требования Агентства о привлечении к субсидиарной ответственности удовлетворены в отношении лиц, контролировавших 5 ЛСО, на общую сумму 4 680 млн руб.

Требования Агентства о взыскании убытков удовлетворены в отношении лиц, контролировавших 2 ЛСО, на общую сумму 31 млн руб.

В отчетном периоде Агентством в правоохранительные органы направлено 20 заявлений о преступных посягательствах на активы ЛСО. Возбуждено 10 уголовных дел. Вынесены 3 обвинительных приговора, по которым виновным назначено наказание в виде реального лишения свободы (условно). При рассмотрении 2 уголовных дел удовлетворены гражданские иски в размере 729,1 тыс. руб.

Рассмотрение и удовлетворение требований кредиторов, работа органов управления ликвидируемых страховых организаций

Всего по состоянию на 31 декабря 2022 г. (нарастающим итогом) в ходе конкурсного производства к ликвидируемым страховым организациям заявлено 72 388 требований на общую сумму 30 066,82 млн руб.

По состоянию на 31 декабря 2022 г. требования кредиторов 11 ЛСО удовлетворены в размере 694,61 млн руб.

В отчетном периоде осуществлены расчеты с кредиторами 9 ЛСО на сумму 550,29 млн руб.

Кредиторам 1 страховой организации, конкурсное производство в отношении которой завершено в отчетном периоде, выплачено 24,3 млн руб. Средний процент удовлетворения требований кредиторов составил 7,38% суммы установленных требований.

Созвано 14 собраний кредиторов ЛСО, из которых 1 - первое.

  1. Осуществление мер по повышению капитализации банков Меры по повышению капитализации банков осуществлялись в соответствии c Законом о капитализации банков путем размещения облигаций федерального займа (далее - ОФЗ), внесенных Российской Федерацией в имущество Агентства, в субординированные обязательства и привилегированные акции банков.

С начала реализации мер по повышению капитализации банков Агентством заключены договоры субординированного займа и договоры о приобретении привилегированных акций с 34 банками на общую сумму 838 000 млн руб. За этот период 13 банков прекратили участвовать в данной программе.

По состоянию на 31 декабря 2022 г. в рамках осуществления мер по повышению капитализации банков размещено ОФЗ на сумму 628 582,75 млн руб., включая 2 219,62 млн руб., предоставленных банкам, у которых в 2017 и 2018 годах отозваны лицензии на осуществление банковских операций.

Банки, участвующие в реализации мер по повышению капитализации, приняли на себя обязательства в соответствии с заключенными с Агентством соглашениями.

В 2022 году действовали обязательства по соблюдению банками условий распоряжения ОФЗ, поддержанию величины собственных средств не ниже величины, определенной соглашениями, заключенными с банками, а также соблюдению ряда требований, определенных указанными соглашениями.

Агентством проводился мониторинг исполнения банками обязательств, принятых в связи с осуществлением мер по повышению их капитализации. В отношении банков, нарушивших обязательства, Советом директоров Агентства принимались решения о предъявлении им требований об уплате штрафов. В период с начала реализации мер по повышению капитализации банков предъявлены требования на общую сумму 1 434,29 млн руб. Поступившие от банков штрафы перечислены Агентством в федеральный бюджет Российской Федерации.

  1. Обеспечение основных функций Агентства Корпоративное управление В 2022 году состоялось 6 заседаний Совета директоров Агентства. В частности, рассматривались результаты реализации мер, направленных на повышение эффективности ликвидационных процедур; результаты осуществляемых Агентством мероприятий по привлечению к ответственности лиц, виновных в банкротстве финансовых организаций; вопросы рейтингования процедур конкурсного производства и ликвидации финансовых организаций; вопросы изменения ставок страховых взносов в ФОСВ; результаты и планы работы Службы внутреннего аудита Агентства (далее также - Служба).

Значительная часть указанных вопросов предварительно рассматривалась на заседаниях Комитета по стратегии при Совете директоров Агентства, Комитета по кадрам и вознаграждениям при Совете директоров Агентства и Комитета по аудиту при Совете директоров Агентства.

Практическая реализация решений Совета директоров Агентства осуществлялась Правлением Агентства и Генеральным директором Агентства. В отчетном периоде проведено 113 заседаний Правления Агентства, на которых рассмотрены 1 053 вопроса, связанные с деятельностью Агентства.

В 2022 году Правлением Агентства утверждено 39 внутренних регулятивных документов (включая новые редакции), а также внесены изменения в 138 внутренних регулятивных документов.

Социальная ответственность Агентства В своей деятельности Агентство уделяет большое внимание вопросам социальной ответственности и устойчивого развития общества.

В 2022 году основные усилия Агентства были направлены на содействие в решении общественно и экономически значимых вопросов, в том числе связанных с преодолением негативных последствий введенных недружественными государствами санкций в отношении Российской Федерации.

В частности, Агентством реализован ряд мероприятий по поддержке граждан и бизнеса с учетом разработанных Правительством Российской Федерации и Банком России мер, направленных на стабилизацию социально-экономической ситуации.

Решением Совета директоров Агентства от 25 февраля 2022 г. снижены до 0% дополнительная и повышенная дополнительная ставки страховых взносов в ФОСВ для банков - участников ССВ, что позволило улучшить их возможности по управлению ликвидностью.

Реализован комплекс мер, направленных на поддержку заемщиков ликвидируемых банков.

Агентство приняло решение для соглашений о реструктуризации задолженности и мировых соглашений зафиксировать процентные ставки на уровне, установленном по состоянию на 18 февраля 2022 г. По кредитам, оформленным в иностранной валюте, Агентство зафиксировало валютный курс по состоянию на 18 февраля 2022 г.

Отдельные льготы при погашении кредитов предусмотрены для заемщиков - военнослужащих и членов их семей. Им в период с 28 февраля по 30 сентября 2022 г. по запросу предоставлялся льготный период с отсрочкой платежей по кредиту сроком до 6 месяцев и снижением процентной ставки до 0%.

Кроме того, до 30 сентября 2022 г. всем обратившимся заемщикам Агентство не начисляло неустойки, штрафы, пени и не применяло в отношении таких заемщиков иные санкции по основаниям, возникшим после 28 февраля 2022 г. До 31 декабря 2022 г. также приостановлены процедуры принудительного выселения должников из жилых помещений, на которые ранее было обращено взыскание.

Заемщикам ликвидируемых банков, испытывающим трудности в исполнении своих кредитных обязательств, были предоставлены кредитные каникулы.

Упрощен порядок предоставления пакета документов для заключения соглашений об урегулировании задолженности по кредитам, выданным ликвидируемыми банками (соглашений о реструктуризации и мировых соглашений).

Агентством по-прежнему уделялось значительное внимание развитию и упрочению сотрудничества с органами государственного управления в области социально-экономического развития регионов Российской Федерации. В 2022 году продолжено взаимодействие с Правительством Московской области, а также с властями Республики Татарстан, Калужской, Псковской и ряда других областей.

В отчетном периоде в Агентстве действовали программы добровольного медицинского страхования работников, страхования жизни от несчастных случаев и заболеваний, оказания материальной помощи в экстренных ситуациях.

В 2022 году Агентством организована централизованная сдача его работниками крови. В донорской акции приняли участие более 100 человек, включая руководителей Агентства.

Наряду с решением социальных задач Агентство принимало участие в осуществлении мер, направленных на обеспечение безопасности и охраны окружающей среды.

В частности, особое внимание уделялось экологичной утилизации отходов. Во всех основных офисах Агентства в специально оборудованных ЭКО-уголках производится сбор использованных батареек и пластиковых крышек от бутылок для их последующей переработки и утилизации. В 2022 году Агентство сдало в специализированные организации в целях вторичной переработки 8 тонн промышленных отходов.

Значительная часть приобретенных Агентством в 2022 году товаров изготовлена с применением вторсырья.

В отношении земельных участков, сельскохозяйственных и лесных угодий, принадлежащих Агентству и ЛФО, реализовывался комплекс мер, предусмотренных природоохранным законодательством.

Система управления рисками Агентства В своей деятельности Агентство стремится к максимально ответственной и качественной работе с рисками, непрерывному совершенствованию процессов управления рисками, в том числе путем интеграции их не только в операционную, но и проектную деятельность и стратегическое планирование. Постоянно повышается качество выявления и оценки рисков, причин их возникновения и своевременной реализации мероприятий по воздействию на риски, в том числе по результатам анализа бизнес-процессов и их совершенствования с учетом возрастающего влияния внешних факторов.

Действующая система управления рисками (далее также - СУР) обеспечивает устойчивое развитие Агентства и направлена на обеспечение разумной уверенности в достижении стратегических и операционных целей Агентства путем повышения эффективности процессов, рационального распределения ресурсов, обеспечения непрерывности деятельности с учетом возможного воздействия стрессовых условий, своевременной адаптации Агентства к изменениям внешней и внутренней среды.

Развитие СУР осуществляется в соответствии с Политикой управления рисками государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», утвержденной решением Правления Агентства от 5 декабря 2022 г. (протокол N 105), и иными внутренними регулятивными документами, определяющими цели и основные задачи в области развития СУР.

За счет реализованных в 2022 году мероприятий по воздействию на риски средний уровень риска в целом по Агентству снизился до 8,2 балла и не превышает допустимый (приемлемый) уровень риска (риск-аппетит) Агентства. По результатам независимой оценки эффективности СУР и системы внутреннего контроля уровень компонента «Оценка рисков» определен как достаточный.

Внутренний и внешний аудит Служба внутреннего аудита Агентства является самостоятельным структурным подразделением Агентства, образованным для обеспечения функции контроля Советом директоров Агентства деятельности Агентства.

В отчетном периоде проведено 59 плановых и внеплановых мероприятий аудита, в том числе по поручениям Генерального директора Агентства, Комитета по аудиту при Совете директоров Агентства и Совета директоров Агентства. По итогам указанных контрольно-ревизионных мероприятий Службой даны рекомендации структурным подразделениям Агентства, направленные на повышение эффективности осуществляемых ими бизнес-процессов, а также на совершенствование отдельных элементов системы внутреннего контроля и управления рисками. Контроль за исполнением указанных рекомендаций осуществляется Службой на постоянной основе.

Кроме того, Служба координирует подготовку и осуществление мероприятий по модификации внутреннего контроля. В рамках данной деятельности в 2022 году приказами Генерального директора Агентства утверждены Стратегия развития системы внутреннего контроля государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» на период до 2025 года и Положение о системе внутреннего контроля государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».

Реализация кадровой политики Структура Агентства на конец отчетного периода включала 20 департаментов, Службу внутреннего аудита, Службу поддержки кредиторов и заемщиков, 4 представительства в федеральных округах.

Фактическая численность персонала по состоянию на 31 декабря 2022 г. составила 1 633 человека.

В 2022 году основной акцент в подборе персонала был сделан на привлечение высококвалифицированных специалистов в области риск-менеджмента и финансового аудита.

В отчетном периоде 1 404 работника Агентства приняли участие в 231 учебном мероприятии, из которых 186 представляли собой семинары и курсы повышения квалификации, 20 - внутреннее обучение, проведенное специалистами Учебного центра Агентства. Основными направлениями развития профессиональных компетенций работников Агентства в 2022 году являлись риск-ориентированный менеджмент и анализ бизнес-процессов, а также совершенствование навыков процессного и проектного управления. Значительное место в системе обучения стали занимать дистанционные курсы, вебинары, более широко использовались форматы микрообучения.

Антикоррупционная политика Агентства Меры по профилактике и противодействию коррупции реализуются в Агентстве в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N 478 (далее - Национальный план).

В 2022 году реализован комплекс мер по соблюдению (исполнению) работниками антикоррупционных запретов, обязанностей и ограничений, в частности:

- проведена декларационная кампания 2022 года (за 2021 отчетный год), в ходе которой приняты и проанализированы сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные 942 работниками;

- согласно требованиям Национального плана в 2022 году проведено обучение 168 работников по программам дополнительного профессионального обучения в области противодействия коррупции;

- раздел «Противодействие коррупции» на официальном сайте Агентства поддерживался в актуальном состоянии, обеспечено функционирование телефона доверия.

Вопрос о состоянии антикоррупционной работы и мерах по ее совершенствованию в 2022 году дважды рассматривался Правлением Агентства. Утвержден План мероприятий государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» по противодействию коррупции на 2023 год.

Информационные технологии В рамках реализации Стратегии-2025 в отчетном периоде осуществлялись мероприятия по обеспечению непрерывности функционирования инфраструктуры Агентства и автоматизации ключевых бизнес-процессов.

Решение указанных задач было существенно осложнено установлением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера, повлекших отказ ряда крупных зарубежных компаний от поставки и обслуживания информационно-технологического оборудования (аппаратно-программных элементов ИТ-инфраструктуры Агентства). В связи с этим был осуществлен переход на вневендорную поддержку работоспособности иностранных компонентов ИТ-инфраструктуры Агентства, а также проработаны различные варианты приобретения отечественных аналогов в рамках замещения оборудования зарубежных производителей.

В отчетном периоде в целях системного решения задачи импортозамещения разработан план мероприятий по переходу Агентства на преимущественное использование отечественного прикладного программного обеспечения и российской радиоэлектронной продукции, начата проработка соответствующей целевой ИТ-архитектуры.

В отчетном периоде разработан и введен в промышленную эксплуатацию сервис «Личный кабинет члена комитета кредиторов».

Применение технологии роботизации позволило автоматизировать бизнес-процессы, связанные с запросами документов из внешних источников, их обработкой и адресной рассылкой работникам Агентства.

С целью оптимизации ИТ-инфраструктуры Агентства в 2022 году введено в промышленную эксплуатацию объектное хранилище данных S3, имплементирована система защиты WEB-сайтов Агентства от DDoS-атак, а также установлены почтовые шлюзы российского производителя для замены импортных.

Комплекс реализованных мероприятий позволил добиться бесперебойной работы базовой ИТ-инфраструктуры Агентства в течение 99% рабочего времени.

Информационная политика и международное сотрудничество В 2022 году основными темами информационной повестки стали интенсификация ликвидационных процедур с целью скорейшего и максимально полного удовлетворения требований кредиторов ЛФО; досрочное погашение Агентством кредита Банка России; оказание мер поддержки заемщикам ликвидируемых банков; участие Агентства в гармонизации основных параметров систем страхования вкладов стран - участников Евразийского экономического союза.

В отчетном периоде Агентством опубликовано 267 пресс-релизов.

Организовано 19 интервью руководителей Агентства ведущим печатным и электронным средствам массовой информации. Подготовлено 97 ответов на журналистские запросы. В средствах массовой информации размещено 20 358 публикаций, освещающих деятельность Агентства, включая 1 186 обязательных. В целях оперативного реагирования на запросы различных групп потребителей услуг Агентства осуществлялся постоянный анализ информационного поля на основании более 62 тыс. медийных источников.

Для повышения информированности граждан большое внимание уделялось развитию каналов коммуникации с ними посредством социальных медиа и мессенджеров: общее число упоминаний Агентства составило 83 360. Для удобства и оперативности получения информации целевой аудиторией Агентства в марте 2022 г. создан официальный Telegram-канал Агентства.

С целью оперативного предоставления информации населению круглосуточно действовала бесплатная телефонная горячая линия Агентства. В 2022 году количество обращений по телефону горячей линии превысило 161 700 звонков (около 13 000 ежемесячно).

Международное сотрудничество Ключевым направлением международной деятельности Агентства в 2022 году стало развитие сотрудничества с финансовыми организациями из государств - членов Евразийского экономического союза.

Работники Агентства приняли участие в 12 заседаниях Экспертной группы по вопросам гармонизации законодательства в сфере страхования (гарантирования) банковских вкладов (депозитов), ликвидации, финансового оздоровления и банкротства кредитных организаций при Консультативном комитете по финансовым рынкам Евразийской экономической комиссии (далее - Экспертная группа), в том числе в 4 очных.

В 2022 году к Экспертной группе в статусе наблюдателя присоединился Фонд гарантирования вкладов граждан в банках Республики Узбекистан, с которым Агентством в отчетном периоде заключен Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве.

В декабре 2022 г. Агентством в г. Москве проведен круглый стол «Перспективы развития взаимодействия в сфере информационных технологий организаций по страхованию вкладов государств - членов ЕАЭС», участие в котором приняли представители ИТ-подразделений страховщиков депозитов из всех государств - членов Евразийского экономического союза. По результатам указанного мероприятия Советом руководителей организаций по страхованию банковских вкладов государств - членов ЕАЭС создана рабочая группа по взаимодействию в сфере цифровизации, автоматизации и информационных технологий, которую возглавил представитель Агентства.

Закупочная деятельность Агентства Закупочная деятельность Агентства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и разработанным в соответствии с ним Положением о закупке товаров, работ, услуг государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов», утвержденным решением Совета директоров Агентства от 28 июня 2018 г. (протокол N 7).

В 2022 году широко использовались конкурентные способы закупок, проводимые в электронной форме с использованием электронной площадки. Проведено 30 конкурсов, 49 аукционов, 6 запросов котировок и 9 запросов предложений.

По итогам 30 конкурсов заключено 27 договоров на сумму 1 198,54 млн руб., по итогам 49 аукционов (в том числе 3 многолотовых аукционов) - 51 договор на общую сумму 435,13 млн руб., по итогам 6 запросов котировок - 6 договоров на общую сумму 31,54 млн руб., по итогам 9 запросов предложений - 9 договоров на общую сумму 89,15 млн руб.

Экономия средств от проведения закупок с точным объемом закупаемых товаров, работ, услуг с использованием конкурентных процедур оценивается в 47,13 млн руб. (8,1% начальной (максимальной) цены таких договоров). При проведении закупок конкурентными способами, в которых установлены начальные (максимальные) цены единицы продукции (рамочные договоры), экономия средств достигнута за счет снижения таких цен и составляет в среднем 20,3%.

Всего осуществлено 2 539 закупок, по итогам их проведения заключено договоров на общую сумму 4709,7 млн руб.

Финансирование деятельности Агентства Текущие расходы на содержание Агентства в 2022 году производились в соответствии со сметой, утвержденной решением Совета директоров Агентства от 22 декабря 2021 г. (протокол N 5).

Общая сумма фактических затрат Агентства составила 9 573,7 млн руб., что соответствует 86% плановых расходов (11 183,8 млн руб.), в том числе административно-хозяйственные расходы составили 9 439,7 млн руб. (91% плана), капитальные вложения - 134,0 млн руб. (17% плана).

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» за 2022 год

млн руб.

А К Т И В на 31.12.2022 на 31.12.2021 на 31.12.2020 I. АКТИВЫ 1 Инвестиции средств Фонда обязательного страхования вкладов 41 719 18 683 12 814

1.1 долгосрочные 27 120 6 759 8 693 1.2 краткосрочные 14 599 11 924 4 121 2 Инвестиции средств Фонда гарантирования пенсионных накоплений 7 377 5 785 4 688

2.1 долгосрочные 3 439 3 178 3 881 2.2 краткосрочные 3 938 2 607 807 3 Инвестиции средств Агентства, не относящихся к фондам 59 106 93 964 80 879

3.1 долгосрочные 24 245 23 187 50 683 3.2 краткосрочные 34 861 70 777 30 196 4 Финансирование мер по предупреждению банкротства финансовых организаций и урегулированию обязательств банков 1 114 063 1 119 783 1 125 578

5 Финансирование мер по повышению капитализации банков 628 583 628 583 628 583

6 Основные средства 2 293 4 107 3 388 7 Денежные средства 20 066 6 473 4 628

из них: 7.1 денежные средства Фонда обязательного страхования вкладов 339 309 13

7.2 денежные средства Фонда гарантирования пенсионных накоплений 1 0 3

8 Прочие активы 1 530 156 1 582 399 1 596 375

ИТОГО по разделу I 3 403 363 3 459 777 3 456 933 Б А Л А Н С 3 403 363 3 459 777 3 456 933 П А С С И В на 31.12.2022 на 31.12.2021 на 31.12.2020 II. СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА 9 Средства Фонда обязательного страхования вкладов 207 283 63 965 58 760

10 Средства Фонда гарантирования пенсионных накоплений 7 382 5 718 4 537

11 Средства имущественного взноса Российской Федерации и Банка России 715 298 717 395 717 540

из них: 11.1 средства на реализацию мер по предупреждению банкротства и урегулированию обязательств банков 80 873 81 617 81 722

11.2 средства на осуществление мер по повышению капитализации банков 628 583 628 583 628 583

12 Фонды и резервы 0 0 0 13 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 5 616 6 908 7 194

ИТОГО по разделу II 935 579 793 986 788 031 III. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 14 Займы и кредиты полученные, в том числе: 1 059 314 1 287 070 1 451 494

14.1 долгосрочные 1 003 373 1 096 180 1 144 118 14.2 краткосрочные 55 941 190 890 307 376 15 Средства финансовых организаций в ходе конкурсного производства и ликвидации 53 461 78 698 58 885

16 Прочие обязательства 1 355 009 1 300 023 1 158 523

ИТОГО по разделу III 2 467 784 2 665 791 2 668 902 Б А Л А Н С 3 403 363 3 459 777 3 456 933

Справочно: Забалансовые ценности и обязательства 17 Обеспечения обязательств и платежей полученные 1 173 670 1 162 686 1 174 664

18 Обеспечения обязательств и платежей выданные 0 0 0 19 Износ основных средств 1 2 225 1 688

Генеральный директор А.Г. Мельников Главный бухгалтер О.С. Курганова 15 февраля 2023 г.

Достоверность Бухгалтерского баланса подтверждена аудиторской фирмой ООО «ФБК», являющейся членом саморегулируемой организации аудиторов Ассоциация «Содружество» (СРО ААС), свидетельство о членстве N 7198, ОРНЗ 11506030481.

Старший управляющий партнер: Е.О. Сарафанова (квалификационный аттестат от 18.10.2019 N 06-000528, ОРНЗ 21906078276), действующая по доверенности от 04.03.2022 N 85/22.

Источник: Российская газета

09 апреля 2024

Приоритетные законопроекты СРО НАПФ, находящиеся на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации

03 мая 2024

Как госпрограмма сбережений изменит рынок НПФ. Интервью с президентом НАПФ Сергеем Беляковым

Обзор СМИ

обновлено 3 мая 2024 09:09

Видеоблог

Программа долгосрочных сбережений работает на будущее